Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза — дождевые лужи. Мы не знаем, живы ли мы еще
Ребёнок говорит, что наш с ней писательский ступор обусловлен заморочками. Дескать, слишком, слишком мы утопаем в самоанализе и анализе персонажей, постоянное стремление удивить друг друга перерастает в перманентное неудовлетворение текстами. А надо просто писать и получать от этого удовольствие.
Но я никогда не получала от этого удовольствия. Я получала по ебалу веслом актуализации своих переживаний. А теперь не могу вспомнить это заветное ощущение правильно подобранного тропа и оригинального удачного сравнения. У меня описания действий как будто нарублены топором: простые короткие предложения в ряд, перебивка на описание состояния или не слишком удачная и довольно банальная картина быта.
Мой микрокосм перестроился, а я не могу уловить новую последовательность. Тексты нихера не способны отразить, я в них смотрюсь как в заплёванное зубной пастой зеркало в ванной.
Но я никогда не получала от этого удовольствия. Я получала по ебалу веслом актуализации своих переживаний. А теперь не могу вспомнить это заветное ощущение правильно подобранного тропа и оригинального удачного сравнения. У меня описания действий как будто нарублены топором: простые короткие предложения в ряд, перебивка на описание состояния или не слишком удачная и довольно банальная картина быта.
Мой микрокосм перестроился, а я не могу уловить новую последовательность. Тексты нихера не способны отразить, я в них смотрюсь как в заплёванное зубной пастой зеркало в ванной.
мне кажется, это связано с тем, что с повышением уровня мастерства мы увеличиваем энергетические затраты?
ну вот как если ты получаешь повышение на работе, но работа становится сложнее, ответственнее и тратишь ты на неё больше времени. тоже наверняка почувствуешь мимолётное облегчение от мыслей об увольнении.
Я-то не в стол пишу. У меня всегда есть читатель, который даёт фитбек и хвалит. Есть чувство достигнутой цели, но нет ощущения, что написала, как надо.
Дык и нигде, камерно с одним человеком пишем друг для друга
А кто его знает, как оно - надо? Ну вот ты считаешь, что надо - это вот так, а я - что вот так. Мне здорово помогали такие мысли, когда писала. Просто убедила себя, что даже заезженная, может быть, мысль вовсе не является таковой для того, кто прочел ее впервые, а какой-то оборот/предложение/метафора, конечно, могут быть и лучше, а диалог - чище, но лично я сделала все, что смогла, а остальное - удел читателя/редактора/издателя. Я-то написала, послала подачу, таксзать). Остальное - не мое дело.
с повышением уровня мастерства мы увеличиваем энергетические затраты?
Лично мне кажется, что я не стала более внимательное или вдумчивой, переборчивой по части слов или что там еще может увеличивать энергозатраты. Как писала, так и пишу, может быть, чуть с большей долей осознанности по части... построения процесса. Я не чувствую себя, например, выжатой как лимон после пары/тройки тысяч слов или даже после окончания работы над романом. В моем случае мне просто... не хочется этим заниматься. Не знаю, почему. Может, я просто переросла саму эту свою идею - быть писателем? Может, хочу быть кем-то еще?..
Хех. Ты сейчас выразила мысль, которую я сама активно транслирую, когда вытаскиваю из микрокризисов своих творческих друзей, но никогда не примеряла это на себя. Большое тебе спасибо. Правда.
Может, я просто переросла саму эту свою идею - быть писателем? Может, хочу быть кем-то еще?..<span
У меня такое же ощущение сейчас. Тем более я на днях много рассуждала о явлении смерти автора в постмодернизме, вчера ознакомилась поближе с этим понятием и мне начало казаться, что Кинг, Роулинг, Мартин - всё это последние в истории имена. А дальше имён не будет. Мы живём в эпоху, когда творить хочет и может каждый, я не верю в свою исключительность, моя писанина сольётся с единым потоком информации. Но быть никем в искусстве - это ужасно.
Усилием воли через пару десятков тысяч слов ты просто такую привычку в себе выращиваешь: для меня вот так - клево, стихи не в рифму - класс, короткие предложения - кошмарны, а не описывать одежду - подарок читателю, пусть представляет сам. Потому что ну вот так ты пишешь. И это правда работает.
Это как сравнивать мастер-класс какой-нибудь Марининой и какого-нибудь Кинга. Разные жанры, разные читатели, разный опыт, разные страны. И все мы - разные. В некотором смысле такая толерантность по отношению к самому себе здорово бодрит.
моя писанина сольётся с единым потоком информации. Но быть никем в искусстве - это ужасно.
Знаешь, последние книжки о творчестве, что я читала (в том числе и Кинга), говорили о том, что смысл творчества не в том, чтобы быть кем-то в каком-то там мире, а в том, чтобы быть кем-то для самой себя. Не "ой, я написала романчик в стол!" или "ой, я великая", а как быть создателем, воссоздателем идеи, которая посетила именно тебя. Кто-то сравнивает то же писательство с медитацией, кто-то - с приятным времяпрепровождением вроде создания икебаны, но все сходятся в том, что писать ради признания - последнее дело.
Я скорее сравниваю себя не с кем-то, а с самой собой. Вот я перечитываю другой текст и сижу в потрясении от того, что это было написано мной, потому что мне это нравится. А потом берусь за новый и понимаю, что это кошмарно, это безвкусица по сравнению с тем, на что я способна.
писать ради признания - последнее дело.
Для меня похвала - это топливо. Я пишу, потому что не могу не писать. Просто не могу и всё, из меня это хлещет, но если бы это никто не оценивал, хлестать бы перестало, я уверена. Я прихожу к человеку с текстом и посылом "Смотри, что я написала для тебя и о тебе. Поищи пасхалки, которые я раскидала по абзацам, расскажи мне, что ты чувствуешь и как относишься к моему герою". Это что-то вроде совместного воспитания детей. И я знаю, что я могу дать одному конкретному человеку, которого я люблю, потому что я знаю этого человека. Но что я могу дать множеству людей?
И дальше что кому доказывать?
Если тебе необходим фактор "ради", то почему бы его не найти? Достоевски "Братьев Карамазовых" почти на спор написал. Белинский начал писать ради денег, потому что, как сам признавался, больше ничего не умел. Цели, которые кажутся нам не самыми достойными, могут привести к потрясающим результатам.
Ну и что? Все мы иногда делаем какую-то хрень, кто-то даже на работе за денежку халтурит, а ты реализуешь внутренний потанцевал с разной степенью успешности. Можешь лучше, а получилась лажа? Ну ок, сегодня лажа, завтра - прелесть, послезавтра еще черт знает что. Вселенная, что ли, на тебя обвалится?
Но что я могу дать множеству людей?
Пасхалки, любовь и офигительных персонажей? Ну то есть, если тебе важно, чтобы тебя хвалили, вдохновляли, читали, так дай людям то, что заставит их это делать. Я, конечно, понимаю, что вот тот, один-единственный читатель - самый важный, но другие-то чем провинились, что ты считаешь, что они не в состоянии тобой вдохновиться и сказать теплые слова автору, который скрасил хоть 15 минут их времени?
Цели, которые кажутся нам не самыми достойными, могут привести к потрясающим результатам.
Я, может быть, неправильно выразилась, но мне_не_нравится_писать. Ни ради, ни для, ни во имя, никак. Вот ты говоришь о том, что балдеешь от процесса, что не можешь не писать, что хлещет, а я - нет, не балдею. Результат мне абсолютно безразличен сейчас. Вот я написала книгу - и мне на нее абсолютно наплевать. На наработки по второй части - тоже. На божественные возгласы в стиле "о! ты пишешь сказки?!" - тоже. Это как заставлять человека делать то, что он не любит и не хочет делать. Я поймала себе на мысли, что охотнее драю унитаз, чем пишу. И меня это поражает.
Вот теперь я окончательно понимаю, о чём ты и что имела в виду. Может быть так, что ты просто устала после того, как вложила много сил и мыслей в эту работу, а теперь тебе нужен отпуск? Обычный отпуск, но без временных рамок, чтобы ты восстановилась и не выгорала. Отложить, расслабиться и не ждать, что со дня на день вернётся любовь к писательству, но она однажды просто вернётся, как будто вдруг проголодаешься.
Ещё раз спасибо за всё, о чём ты написала выше. Это правда очень воодушевляет и вызывает недоуменную улыбку, потому что всё на самом деле куда светлее и проще, чем у меня в голове.
А я... вот не знаю. Может, мне и правда ни к чему это все? Пойти работать в книжный магазин, много читать, днявочку вести, а сказки - это все не про меня вообще, может. Как, знаешь, у подростков дурацкие мечты про фиолетовые волосы, которые они потом перерастают. Посмотрим). В любом случае остаюсь искренне сочувствующей и с большой теплотой к тем, кто пишет.))
Нам нужно больше удовольствий и радости, и меньше рефлексии, потому что да, мы склонны всё усложнять.
Очень надеюсь и искренне желаю, чтобы ты обрела внутренний баланс и ощутила себя в своей родной парадигме. С творчеством или даже без него)